Сравнительный анализ параметров качества воды в разных частях здания МОУ «СОШ №10 им. А.С. Пушкина» г. Петрозаводска

Сравнительный анализ параметров качества воды в разных частях здания МОУ «СОШ №10 им. А.С. Пушкина» г. Петрозаводска
Даты проведения
с 2016-05-30 по 2016-11-29

ХОД РАБОТЫ


Работа над исследовательским проектом «Сравнительный анализ параметров качества воды в разных частях здания МОУ «СОШ №10 им. А.С. Пушкина» г. Петрозаводска» осуществлялась под руководством учителя биологии МОУ «СОШ №10» Марковой Т.В. в на базе научно-проектной лаборатории для школьников и студентов «Илмаринен» и в химической лаборатории Петрозаводского техникума городского хозяйства.
1 этап (теоретический):
Основным объектом, работающим на нужды водоснабжения Петрозаводска, являются городские головные сооружения водопровода Петрозаводских Коммунальных Систем, где осуществляется забор воды, ее очистка и подача в водопроводную сеть. Водозабор производится в Петрозаводской губе Онежского озера. Перед подачей в городской водопровод вода подвергается предварительной обработке, представляющей собой отстаивание, фильтрование, осветление, подщелачивание (содой) и обеззараживание. После этого вода поступает в городские коммуникации, которые в последствие приводят к водонапорным сооружениям и резервуарам. Далее вода поступает в водопроводные сети зданий. На качество воды может влиять: плохое обслуживание коммуникаций, а также материал и состояние труб, так как металл окисляется, подвергается эрозии и вступает в реакцию с химическими веществами воды. В соответствии с санитарными нормами СанПиН 2.1.4. 1074-01, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Здание школы и водопроводная сеть, были построены в 1954 году. С этого времени капитального ремонта водопровода школы не было. Несколько раз производилась частичная замена труб и других коммуникаций. Материал водопровода – сталь. Изношенность сети высокая – более 70% (по данным заместителя директора по АХЧ). Из водопровода часто течет вода с неприятным запахом и цветом, напоминающим ржавчину.

2 этап (практический):
Общая протяженность водопроводной сети школы определялась с помощью программы AutoCAD и составила 300 метров. Отбор воды проводился утром в одинаковые емкости с притертыми крышками после того, как вода в течение нескольких минут пропускалась небольшой струей.
В ходе работы над проектом были взяты пробы водопроводной воды в девяти разных точках школьного здания. По каждой пробе определены органолептические (мутность, цветность, интенсивность и характер запаха), фотометрические (цветность, мутность) и химические показатели (водородный показатель, железо общее, хлор, нитраты).

3 этап: (лабораторное исследование)

В ходе данного этапа участники исследовательской работы провели лабораторный анализ всех проб воды, сделали выводы о зависимости качества воды от состояния труб и самостоятельно подготовили презентацию своего проекта.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов Н.Н. Водоснабжение. Учебник для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., Стройиздат, 1974.
2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. ; Самара : Учебная литература-2005
3. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия – М.: АСТ-ПРЕС-2002
4.Муравьёв А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н., экологический практикум; СПб:ЗАО Крисмас плюс-2012
5.Руководство по применению мини-экспресс лаборатории “Пчёлка-У” под редакцией к.х.н. Муравьёва А.Г., СПб: ЗАО Крисмас плюс-2012
6. Петрова О.Г., Слепцова Т.Н., Яковлева И.А., методические рекомендации для учителя биологии по организации проведению лабораторных работ. – М.:Полимедиа- 2015
7. http://karelinform.ru/?type=map&page=478 - КАРЕЛИНФОРМ, 21.05.14
8. http://vodavodoy.ru/zhelezo-v-pitevoy-vode-i-ego-v... - Вода водой
9. http://pks-vodokanal.ru/7868659513.html - ОАО ПКС ВОДОКАНАЛ
10. http://ozpp.ru/standard/pravila/sanpin214107401/ - Общество защиты прав потребителей
11. http://www.nadegnost.kz/Sanpin.html - Современные технологии очистки воды, воздуха, газа
12. http://docs.cntd.ru/document/gost-3351-74 - Электронный фонд правовой нормативно-технической документации.

Сайт ПетрГУ / Юные исследователи собрались в ПетрГУ
https://petrsu.ru/news/2016/29884/yunye-issledovateli-

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Проведение сравнительных анализов воды на органолептические и химические показатели с помощью ионометрического преобразователь И-510, цифрового датчика PASCO и тест-системы для экспресс-анализа.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА - развить способность к познавательной деятельности; - освоить навыки планирования собственной экспериментальной деятельности при проведении наблюдений и постановке экспериментов; - освоить использование цифровых датчиков; -наметить точки отбора проб; -провести анализ воды на органолептические и химические показатели во всех пробах; -сравнить исследуемую воду и сделать выводы о зависимости качества воды от состояния труб.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Вода является неотъемлемой частью жизни человека, а значит её качество может оказывать непосредственное влияние на здоровье. Ежегодно коммунальные службы г. Петрозаводска публикуют информацию о том, что качество воды в водопроводных системах заметно улучшается (по сравнению с десятилетней давностью), так как для очистки используются новые технологии, современных трубы и фильтры. Но, к сожалению, в городе остаётся множество старых зданий, в которых такие нововведения не применяются, а водопроводные сети находятся в неудовлетворительном состоянии. Одним из таких зданий является МОУ «Средняя школа №10 им. А.С. Пушкина».
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ, ВЫВОДЫ В ходе реализации данного проекта учащимся МОУ «СОШ №10 им. А.С. Пушкина» под руководством учителя биологии Марковой Т.В. были получены следующие результаты: 1) пробы с разных этажей здания обладают цветностью (это можно объяснить непригодным состоянием водопроводных труб); 2) пробы обладают неопределённым запахом искусственного происхождения; 3) проба №8 показала неудовлетворительные результаты по всеморганолептическим параметрам (возможная причина –неудовлетворительное состояние данного участка водопровода); 4) показатели воды на хлор и нитраты не превышают ПДК; 5) все пробы на железо не превышают ПДК (кроме пробы №8); 6) с увеличением этажа повышается кислотность воды, что приводит к быстрой коррозии труб; 7) употребление воды для питья из водопроводной сети здания школы не рекомендуется.
Вывод: Качество воды находится в прямой зависимости от состояния водопроводной сети. Работа была представлена на Межрегиональной открытой научно-исследовательской конференции обучающихся «Будущее Карелии», где заняла первое место в секции Биотехнологии (медицина и микробиология). Также проект был представлен на Московском международном салоне образования (ММСО-2016) на стенде POLYMEDIA.
ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ И ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА - прибор pH-метр (ионометрический преобразователь) И-510; - датчик pH PASCO; - интерфейс SparkLink PASCO; - спектрофотометр ПЭ-5300ВИ; - химическая посуда; - мини-эксперсс лаборатория’’ Пчёлка-У’’ ОАО КРИСМАС+.
О проекте

Автор проекта

Целевая аудитория

школьники 5-7 класс школьники 8-11 класс абитуриенты студенты специалисты

Специализации

Программирование Изобретательство Творческие работы

Области знаний

Биология и науки о Жизни Науки о Земле Техника и инженерные науки