История Проекта STEM-центры

Российские STEM-центры - часть международного проекта, инициированного корпорацией Intel. Цель программы – повысить интерес к изучению точных, инженерных и естественных наук среди школьников, предоставив старшеклассникам новые возможности для развития исследовательского потенциала на базе научных лабораторий при ведущих вузах. Такой подход позволяет укрепить взаимодействие средней и высшей школы, открывая школьникам доступ к уникальному лабораторному оборудованию и взаимодействию с профессиональными учеными. STEM-центры – это один из источников кадров для научно-исследовательской работы.

В период с с 2012 по 2014 годы проект заключался в организации и поддержке выполнения проектных научных работ учащимися старших (8-10) классов организаций общего образования под руководством научных руководителей (молодых учёных до 35 лет) в проектных лабораториях учреждений Российской академии наук и вузов. Выполняемые школьниками работы должны были содержать научную новизну или изобретательскую компоненту, а не носить исключительно реферативный или обзорный характер.

В 2012 году корпорация Intel, фонд Intel Foundation совместно с Министерством образования Нижегородской области в лице ГБОУ ДПО «Нижегородский научно-информационный центр», ГБОУ ДОВ «Поволжский центр аэрокосмического образования» запустили проект по созданию системы STEM-центров (Science, Technology, Engineering, Mathematics) – школьных проектных лабораторий, призванных привлечь старшеклассников в науку в Приволжском федеральном округе.

В проекте приняли участие не только ведущие организации высшего образования г. Нижний Новгород и учреждения РАН, но и крупнейшие организации высшего профессионального образования Приволжского федерального округа.

Количество «STEM-центров» в ПФО c каждым годом росло: так, в 2012 году до конца проекта дошло 12 исследовательских команд, в 2013 году – 41 исследовательская команда, а в 2014 году для работы в проекте сформировано 56 команд.

Успех пилотного проекта в Приволжском федеральном округе, интерес, проявленный со стороны учебных заведений к реализации программы STEM – центры, способствовали расширению сети научных школьных лабораторий на базе ведущих лабораторий вузов. Так, в апреле 2013 года корпорация Intel, АФК «Система» и МГУ имени М.В.Ломоносова объединили усилия по созданию сети STEM-центров в г. Москве и Московской области. Проект осуществлялся в рамках Всероссийского Фестиваля науки и программы «Лифт в будущее» при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

STEM-центры в Москве и Московской области вызвали большой интерес со стороны молодых ученых и школьников: было подано более 250 заявок на участие от научных руководителей и более 400 заявок от школьников. По итогам отбора было открыто 50 лабораторий, которые сейчас ведут более 100 научных проектов. Для школьников, принимающих участие в проекте, была проведена Весенняя научно-образовательная школа МГУ имени М.В.Ломоносова. Учебная программа школы была составлена из практикумов и мастер-классов по естественнонаучным дисциплинам и информационным технологиям. Особенностью школы является развитие навыков творческого исследования под руководством преподавателей.

Для преподавателей, участвующих в проекте были проведены специальные тренинги по развитию навыков работы со школьниками и навыков публичных выступлений.

По итогам работы STEM-центров лучшие проекты школьников рекомендовались к участию в региональных конкурсах, таких как «РОСТ» в Приволжском федеральном округе (г. Нижний Новгород) и «Ученые Будущего» и «Юниор» (г. Москва), а молодые научные руководители STEM-центров, подготовившие участников конкурсов, получили поддержку в виде финансовых грантов.

Лучшие проекты также были представлены широкой аудитории на стендах IX Московского Фестиваля науки, который прошел в октябре 2014 года. Через стенд STEM-центров на VIII Фестивале науки в 2013 году прошли 2000 школьников.

На конец 2014 года в Москве, Московской области и Приволжском федеральном округе открыты и работают 155 STEM-центров, работавших по модели поддердки физических лиц.