Сравнение влияния света на поведение наземных (подкласс Pulmonata) и водных моллюсков (подкласс Prosobranhia), различающихся средой обитания и образом жизни

Сравнение влияния света на поведение наземных (подкласс Pulmonata) и водных  моллюсков (подкласс Prosobranhia), различающихся средой обитания и образом жизни
Даты проведения
с 2020-12-12 по 2021-11-25

Материал и методы Каждый вид моллюсков разбили на две группы: контрольную и эксперементальную (по 10 штук в каждой). Экспериментальная установка представляла собой V-образную камеру длиной 45 см и высотой 9 см. Рукава камеры 18 см длиной и 9 см шириной каждый были разведены на 30 градусов. Расстояние между задней стенкой камеры и развилкой рукавов составляло 27 см. Камера изготовлена из оргстекла. Наружная поверхность камеры была заклеена черным картоном, за исключением торцевой стенки, куда подавался свет. Световую стимуляцию осуществляли через торцевую стенку рукава камеры при помощи лампы накаливания (10 Вт), перед которой помещали теплозащитный и рассеивающий фильтры. Для того чтобы создать направленные пучки света от лампы использовали рукава из плотного картона того же размера, что и рукава камеры. Все опыты проводились при одинаковой температуре, в одно и тоже время суток. Из экспериментальных групп моллюсков адаптировали к темноте в течение 1 часа перед каждым опытом, при комнатной температуре, закрывая аквариум плотным черным пакетом. Эксперимент повторялся 10 раз с каждым из моллюсков (всего 100 опытов). Моллюски контрольных групп перед экспериментом не адаптировались к темноте. Перед каждым опытом камеру опрыскивали дехлорированной водой для облегчения движения моллюска. После каждого опыта стенки камеры протирали и смывали слизистый след, оставленный моллюском. В каждом опыте контрольной и экспериментальных серий по одному животному помещали у середины задней стенки камеры таким образом, чтобы его головной отдел был обращен к развилке рукавов. Положение животного регистрировали через 15 минут после начала опыта. В опытах экспериментальных и контрольных серий одно торцевое окно закрывали, а в другое торцевое окно подавали свет. Проводили 10 серий опытов (в каждой группе n=100).

Настоящее исследование направлено на проведение сравнительной оценки влияния света на поведение филогенетически удаленных моллюсков, относящихся к разным подклассам: подкласс Pulmonata и Prosobranhia, различающихся средой обитания и образом жизни. С этой целью проведено по возможности полное исследование влияния света на ориентационное поведение одного вида легочных моллюсков Arianta arbustorum (Linnaeus, 1758) и одного вида переднежаберных моллюсков Pomacea diffusa.
В экспериментальной группе легочных брюхоногих моллюсков Arianta arbustorum (Linnaeus, 1758) распределение моллюсков между правой и левой половинами камеры 70:30. В контрольной группе - 87:13. (Табл. 1, Рис. 9,10) В экспериментальной группе переднежаберных моллюсков Pomacea diffusа Blume, 1957, распределение моллюсков между правой и левой половинами камеры 29:71. В контрольной группе - 66:34. Достоверность различий в количестве животных в светлой и темной частях камеры подтверждается статистически (критерий знаков, р<0,01). Выводы. По результатам эксперимента моллюски Arianta arbustorum проявляли негативное отношение к свету (отрицательный фототаксис), что связано с важностью экономии воды для этих животных, поскольку они ведут наземный образ жизни; По результатам эксперимента переднежаберные моллюски Pomacea diffusа проявляли позитивное отношение к свету (положительный фототаксис), что связано с их обитанием в пресноводных водоемах и стремлением попасть на поверхность воды, где больше света, следовательно, растений и кислорода; Исследования фотоориентационного поведения пресноводных и наземных видов брюхоногих легочных моллюсков дают основание говорить об использовании этими животными зрительной информации в их ориентационном поведении.
О проекте

Проект опубликовал

Целевая аудитория

школьники 5-7 класс школьники 8-11 класс абитуриенты студенты специалисты преподаватели

Специализации

Исследование

Области знаний

Биология и науки о Жизни