Выявление влияния стресс-фактора на особенности минерализующих свойств слюны студентов первого курса.

Выявление влияния стресс-фактора на особенности минерализующих свойств слюны студентов первого курса.
Даты проведения
с 2020-01-01 по 2020-09-01

В процессе обучения в вузе студенты сталкиваются со множеством проблем, которые вызывают у них чувство тревоги. Как отмечают многие исследователи и практические психологи, тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей. Значение коррекции тревожности и ее преодоление важно при подготовке их к тяжелым ситуациям. Слюна выступает в роли информативного показателя психоэмоциональной реакции за счет наличия в её составе особенных белков. В качестве ее биомаркеров могут выступать скорость слюноотделения, вязкость и поверхностное натяжение, а также показатели минерализующие свойства ротовой жидкости. Для более полного представления минерализующих свойств слюны в зависимости от степени тревожности необходимы исследования данной коллоидной системы, что делает их актуальным. Цель: выявление особенностей минерализующих свойств слюны у студентов первого курса в зависимости от уровня их тревожности

Гипотеза: стресс-факторы отрицательно влияют на особенности минерализующих свойств их слюны. Объект исследования: ротовая жидкость студентов-первокурсников. Предмет исследования: особенности минерализующих свойств ротовой жидкости студентов-первокурсников в зависимости от их уровня тревожности. Методы исследования: анкетирование, гигиеническая оценка полости рта, математикостатистические методы, методы биохимического анализа и др. Положения, выносимые на защиту: 1.Биохимические и физиологические свойства слюны являются информативными биомаркерами психоэмоциональной реакции человека. 2. Понижение уровня тревожности студентов отражается, прежде всего, на снижении вязкости их слюны (на 6,1%) и повышении скорости саливации (на 15,6%). 3. Поверхностное натяжение слюны в меньшей степени реагирует на изменения уровня тревожности. 4. В условиях повышенной психоэмоциональной нагрузки гигиенические процедуры по уходу за полостью рта должны быть более тщательными. Исследования проводились на базе ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» МЗ РФ. В нем приняли участие 33 студента 1 курса стоматологического факультета, которые предварительно прошли анкетирование (тест-опросник на тревожность Спилбергера-Ханина) с целью определить уровень тревожности. По итогам теста были сформированы 2 группы: группа наблюдения (повышенный уровень тревожности выше 45 - 19 человек) и группа сравнения (не тревожные - уровень тревожности ниже 45 – 14 человек).

У всех студентов на первом этапе исследования определяли гигиеническое состояние полости рта по методу Федорова-Володкиной. Основным условием для дальнейшего этапа исследования вышеописанный показатель должен соответствовать «хорошему» или «удовлетворительному». На следующем этапе исследования у всех обследуемых студентовстоматологов был произведен забор слюны для определения скорости саливации, поверхностного натяжения, вязкости слюны, минерализующего потенциала слюны в начале весеннего семестра и в динамике через один месяц, когда уровень тревожности понизился. Проведенное исследование показало, что: 1.Большинство опрошенных респондентов имели высокую тревожность. Гигиенический индекс у всех «тревожных» студентов до чистки зубов был удовлетворительным, однако в течение месяца наблюдения он улучшился. 2.Физико-химические свойства слюны имели разнонаправленную динамику. При этом, наиболее выраженные изменения между двумя группами исследования выявил показатель вязкости слюны у «тревожных» студентов, который значительно снижался. При этом скорость саливации увеличилась за счет снижения уровня тревожности и смещения баланса в вегетативной регуляции в сторону активации парасимпатического отдела, что свидетельствует об увеличении ее омывающей способности. 3.В динамике исследования у «не тревожных» студентов-первокурсников, минерализующий потенциал слюны соответствовал удовлетворительному и сохранялся в течение 1 месяца, в отличие от значения в группе лиц с повышенной тревожностью. Микрокристаллизация их слюны снизилась на протяжении эксперимента, что говорит об её неудовлетворительном потенциале и соответствует о меньшей минерализации слюны в первой группе. Наша гипотеза подтвердилась. Результаты исследования показали, что биохимические и физиологические свойства слюны являются информативными биомаркерами психоэмоциональной реакции человека. Список литературы: 1. Адмакин О.И. Взаимосвязь уровня α-амилазной активности и скорости слюноотделения с показателями гемодинамики и выраженностью проявления психоэмоционального стресса. / Юмашев А.В., Нефедова И.В. // - ПМГМУ, 2016. 2. Бутолин Е.Г. Методические разработки для студентов к лабораторным занятиям по биохимии. / Виленская М.П. // - Ижевск, 1996. 3. Вавилова Т.П. Биохимия тканей и жидкостей полостей рта: учебное пособие. - МГМСУ, 2008г. – С.208 4. Горшков Е.А. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе. / Коротина Л.Д // - Арзамасский филиал ННГУ, 2015. 5. Леус П.А. Влияние зубных паст на микрокристаллизацию смешанной слюны in situ/Институт стоматологии. / Мирная Е.А., Захарова И.А., Галстян М.В., Хотайт А.Х. // - 2013.- №3 (60).- С. 82-85 6. Леус П.А. Диагностическое значение гомеостаза слюны в клинике терапевтической стоматологии: учеб.-метод. пособие /Белорус. гос. мед. ун-т ; 2-я каф. терапевт. стоматологии. – Минск: БГМУ, - 2011. – 67 с. 7. Лукашева Е.В. Жидкости полости рта. Биохимия зубного камня и зубного налета / Рыскина Е.А. // - Москва, 2011. – С.48 8. Малолеткова, А.А., Шемонаев, В.И., Клаучек, С.В. Хронофизиологические свойства ротовой жидкости человека // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. -2012. -№ 9. - С. 215-216. 9. Немов Р.С. Психология: психодиагностика. – Москва, 2009. 10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт - Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000.


Цель: выявление особенностей минерализующих свойств слюны у студентов первого курса в зависимости от уровня их тревожности.
Задачи: 1.Посредством анкетирования определить уровень тревожности студентов 1 курса. 2.Выявить гигиенический статус полости рта обследуемых лиц. 3.Проанализировать изменения отдельных физико-химических показателей слюны студентов с различным уровнем тревожности в течение одного месяца. 4.Сравнить минерализующий потенциал слюны первокурсников с разным уровнем тревожности
О проекте

Проект опубликовал

Целевая аудитория

абитуриенты студенты преподаватели будет интересно всем

Специализации

Образовательные технологии Исследование Эксперимент

Области знаний

Биология и науки о Жизни Педагогика