Влияние межполушарной асимметрии на творческие способности и увлечения.

Влияние межполушарной асимметрии на творческие способности и увлечения.
Даты проведения
с 2019-01-01 по 2020-09-01

Считается, что левое полушарие головного мозга отвечает за «логику», а правое – за творчество. При этом левополушарные предпочитают точные науки и языки, а правополушарные – гуманитарные и естественные науки. Такое заключение значительно упрощает знания о деятельности полушарий головного мозга. Исследования ученых последних лет утверждают, что деятельность полушарий мозга взаимосвязана, и что оба полушария участвуют и в логическом и в творческом мышлении. Но остается и множество невыясненных обстоятельств, связанных с межполушарной асимметрией. Поэтому нам представляется актуальным установить зависимость учебных предпочтений и творческих способностей учащихся от межполушарной асимметрии. Тема межполушарной асимметрии достаточно изучена, но серьезных работ по изучению связи между доминирующим полушарием и предпочтениями школьников к учебным дисциплинам и проявлению творческих способностей нет. Что касается практической значимости исследования, то нам представляется важным для учителя выделить учеников, у которых доминирование одного из полушарий ярко выражено. Эта информация помогает учителю понять, в каком виде учащемуся удобнее воспринимать информацию для ее быстрого осмысления, разные формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие. Для определения доминирующего полушария головного мозга у участников исследования был использован тест «Комплексный метод определения ведущего полушария» авторов Яссмана Л.В., и Даниленко В.Н., 1999г. Метод основан на выполнении проб, которые определяют ведущий глаз, ведущую руку и ведущую сторону вращения. Испытуемому предлагается последовательно выполнить задания, затем оценить результат и определить какое полушарие у него является ведущим. Кроме того было проведено анкетирование школьников на предмет установления их учебных (предметных) предпочтений и внешкольных занятий. Одной из рабочих гипотез стало предположение, что обучающиеся и педагоги учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» могут быть в большинстве своем правополушарными. Всего в исследовании приняли участие 44 человека. Анализ полученных данных показал, что среди обучающихся общеобразовательной школы преобладают лица с разной степенью доминирования левого полушария (78%). Анализируя предпочтения участников к изучаемым в школе предметам, получили сведения, которые мало свидетельствуют о большом соответствии с типом межполушарной асимметрии. Хотя, нужно отметить, что большинство участников с доминированием правого полушария действительно отдают предпочтение предметам гуманитарного цикла и испытывают затруднения при изучении точных наук и языков. Более информативным для нас оказался анализ внешкольных занятий участников. Лица с доминированием правого полушария, так или иначе, заняты творчеством, и наоборот участники с доминантным левым полушарием не проявляют интереса к творчеству, многие из них занимаются спортом. Тестирование педагогов и обучающихся центра детского творчества показало, что 50% участников исследования являются лицами с правополушарным типом доминирования. Таким образом, гипотеза исследования частично подтвердилась: межполушарная асимметрия проявляется в творческих способностях и в определенной степени оказывает влияние на успеваемость по отдельным предметам, изучаемым в общеобразовательной школе.

О проекте

Проект опубликовал

Целевая аудитория

школьники 1-4 класс школьники 5-7 класс родители будет интересно всем

Специализации

Творческие работы Образовательные технологии Исследование

Области знаний

Биология и науки о Жизни Общественные науки Педагогика