Конвергентные исследования феномена детства обсудили на II Конгрессе молодых ученых в «Сириусе»

В рамках инициативы Десятилетия науки и технологий «Наука и общество: среда доверия» на Конгрессе молодых ученых прошла сессия «Конвергентные исследования феномена детства».

В рамках мероприятия состоялось обсуждение междисциплинарных подходов к исследованию детства, результатов современных исследований, их применение в образовательной практике, возможность участия в исследованиях молодых ученых из разных регионов.

Модератором сессии выступил заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Веракса. В дискуссии приняли участие: доцент факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Леонов, главный научный сотрудник Психологического института Российской академии образования Дмитрий Корниенко, начальник центра психолого-педагогической помощи в педиатрии Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Светлана Лазуренко, главный специалист по детской реабилитации Министерства здравоохранения Российской Федерации, директор научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы Татьяна Батышева, генеральный директор целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия) Владимир Егоров, директор Института психологии и образования Казанского федерального университета Айдар Калимуллин.

Александр Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, модератор сессии: «Детство – это тот уникальный период, вложение в который, как мы знаем, приносит большие результаты. Те результаты исследований, о которых мы сегодня поговорим, – это то, что необходимо для устойчивого развития нашей страны».

Сергей Леонов, доцент факультета психологии МГУ, рассказал о результатах проекта психологов Московского университета, посвященного использованию технологий виртуальной реальности в подготовке спортсменов: «Уникальность исследования заключается в его гибкости и возможности интеграции в подготовку как уже состоявшихся спортсменов, так и для подрастающего поколения. В рамках проекта были использованы как психодиагностические и психофизиологические методы, так и разработаны практические технологии развития профессиональных навыков, необходимых для спортсменов». Ученый рассказал о преимуществах использования технологии виртуальной реальности именно в школьном возрасте. Это и повышение мотивации, и интерактивность, и возможность моделирования и т.д. При этом виртуальная реальность не рассматривается как замена реального формирования профессиональных навыков, но может быть использована в качестве дополняющего и научно обоснованного инструментария, позволяющего проводить оценку, диагностику и, соответственно, дальнейшее моделирование тренировочной программы с учетом особенностей когнитивной и эмоциональной сфер. Такой междисциплинарный подход к развитию профессиональных качеств спортсменов позволит создавать персонализированные программы для детей и молодежи с учетом их особенностей и повысить эффективность самореализации в спорте.

Татьяна Батышева, директор научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы, главный специалист по детской реабилитации Министерства здравоохранения Российской Федерации, рассказала о постковидном синдроме у детей и направлениях психологического и неврологического сопровождения подрастающего поколения: «У 70% детей отмечался постковидный синдром. Особое внимание было уделено когнитивной сфере детей, перенесших коронавирусную инфекцию». Также Татьяна Батышева представила результаты исследования, направленного на разработку новой программы реабилитации в условиях пандемии – «Дневной стационар 2.0 Цифровая реабилитация детей». 256 детей, перенесших ковид, приняли участие в новой программе. Было разработано более 250 видеосюжетов, которые включали в себя совместные семейные тренировки.

Светлана Лазуренко, начальник центра психолого-педагогической помощи в педиатрии Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей, рассказала о приоритетных направлениях в области коррекционной педагогики: «Сегодня перед молодыми учеными стоит задача разработки современных методов сопровождения, коррекции и помощи детям с особенностями развития и индивидуальными образовательными потребностями. При этом научные исследования по данной тематике не носят популяционный характер. Доказательная педагогика не может развиваться без научно-технологического процесса, результатов исследований и внедрения новых научно-обоснованных технологий. Именно молодые ученые могут и должны заполнить этот пробел в исследовательской деятельности, чтобы обеспечить интенсивное развитие практического сопровождения детей с ОВЗ и обеспечить условия для их успешного развития и социализации».

Владимир Егоров, генеральный директор целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия), рассказал об уникальном опыте исследовательской деятельности в области современного детства в регионе: «В прошлом году в Республике была создана лаборатория детства, которая позволяет проводить междисциплинарные исследования современного ребенка с учетом региональных, этнокультурных языковых особенностей его развития. Научные исследования ведутся в рамках подпроекта “Растем с Якутией” проекта “Растем вместе”. Партнерами исследований выступают ведущие федеральные научные и практические организации. Отдельное внимание уделяется детско-родительским отношениям и билингвизму. Региональные особенности развития ребенка требуют учета для создания условий для гармоничного развития ребенка. По результатам исследований уже разработаны и внедрены рекомендации для родителей, психологов и педагогов. Также по заказу главы Республики в этом году было организовано совместное с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова исследование, направленное на выявление особенностей современных школьников. Каждый муниципальный район получил персонализированные рекомендации по организации эффективного образовательного и воспитательного процессов».

Айдар Калимуллин, директор Института психологии и образования Казанского федерального университета, озвучил значимость наставничества в науке для молодых ученых, а также роль ведущих учебных заведений для развития и формирования трендов в науке: «В быстро меняющемся современном мире каждый учитель должен быть исследователем, чтобы гибко и быстро выстраивать образовательный процесс, отвечающий современным вызовам». Айдар Калимуллин рассказал об инфраструктуре педагогического образования КФУ, которая позволяет интегрировать исследовательскую деятельность непосредственно в работу системы образования, начиная с дошкольных учреждений. В качестве совета для молодых ученых спикер обозначил необходимость включения в междисциплинарные исследовательские проекты, подобные проекту «Растем вместе». Это важно с позиции профессионального роста молодых ученых, которые получают возможность осуществлять научную деятельность под патронажем ведущих экспертов и участвовать в национальных исследованиях.

Дмитрий Корниенко, главный научный сотрудник Психологического института РАО, рассказал о результатах исследования связи биологических и психологических характеристик у школьников и студентов: «Особое внимание было уделено специфике реакций на стресс. Субъективное переживание ситуации оказывает решающее влияние на выделение гормона кортизола. По результатам проведенного исследования стрессовым фактором может являться социальная обстановка, требующая от школьников и студентов дополнительной активности в поиске работы, профессионального самоопределения. При сравнении школьников и студентов было выявлено, что школьники менее подвержены реакции на стресс, чем студенты. Таким образом, адаптация к новой социальной ситуации является значимым фактором стресса. Соответственно, особое внимание необходимо уделять изучению стресса и тревожности у подрастающего поколения в периоды смены их социальной ситуации развития и необходимости адаптироваться к новым условиям». Дмитрий Корниенко озвучил также актуальность междисциплинарного научного подхода к решению данной задачи в связи с тем, что физиологическое развитие ребенка напрямую связано с его психологическими характеристиками и индивидуальными реакциями на стресс.

Прикрепленные документы

03.12.2022